Дочитал я тут Рамаяну. Кусками, ибо, о Махадев, какая же она нудная! Рама, сцуко, ноет, ноет и ноет на фоне природы, а Лакшман его утешает. Хороший у Рамы брат, если Дурьодхна назвал детей в честь него, то я понимаю почему. Он смелый, преданный и очень порядочный. Луч света в тёмном царстве, потому что остальные...Ой. Что самое интересное, сам Рама даже не очень плох, он скорее внушаем и не может пойти против общественного стереотипа, что для человека родившегося и выросшего в Эпоху Закона вполне нормально. Хотя его бедной жене от этого не легче, перенести столько страданий ради того, что бы всю оставшуюся жизнь доказывать, что ты не верблюд, такого врагу не пожелаешь. Но женщиной в ведической Индии лучше вовсе не рождаться, если ты не Парвати.
Но должность самого отпетого мудака в этом сетинге делят: Вибхи́шана, младший брат Раваны, предавший его ради трона, последователь Вишну, что характерно. И Сугрива, младший брат Валина, царя обезьян, поступивший со своим братом примерно так же, но поначалу неудачно. И по мне Сугрива побеждает, потому что Вибхишана, при всём своем, хотя бы не трус, и даже в чём то прав, ибо чужих жён воровать нехорошо. Сугрива же, в тайне желая занять место брата и женится на его жене, покидает его во время битвы и делает так, что бы даже в случаи победы тот не смог вернуться. И потом жалуется, что таки выбравшийся из западни брат дал ему по шее и отправил в изгнание. Хотя мог бы казнить и был бы прав. Раме то, понятно, было плевать на все эти обезьяньи разборки, Сугрива был ему удобен, он и выступил на его стороне. Обвинять его не в чем, политика, она такая.
Интересный момент про наследование. В индийской мифологии, похоже, нет понятия наместника. Что даже логично, если царь божественная фигура и если государство не имеет царя, то все плохо у этого государства. Поэтому всех правителей коронуют царями. Но при этом сын Валина, например, остался наследником, хотя царем стал его брат, у которого, полагаю, были свои дети.